Телемедицина. Что ждет нас в ближайшем будущем? Какие заболевания можно определить дистанционно?

Период пандемии изменил все. Практически год мир существует в новом измерении, в новых условиях работы, в новых стандартах оказания медицинской помощи.

Главный врач Кинической больницы Святителя Луки, профессор, доктор медицинских наук – Сергей Валерьевич Попов

Ученые всего мира до возникновения вируса Covid-19 работали над созданием новейших технологий, позволяющих вести дистанционный прием пациентов. С приходом пандемии необходимость в дистанционном контроле за состоянием пациента увеличилась в сотни раз.

Эпоха интернет-взаимодействия сегодня уже не просто вариант молниеносной связи между людьми – это уже способ ежедневной привычной работы.

Медицина также идет по пути информатизации и компьютеризации и сегодня получить консультацию любого специалиста можно, находясь на огромном расстоянии от него.

Достаточно ли подобной консультации пациенту? Есть ли вероятность, что привычный осмотр врач совсем скоро заменит на онлайн прием? И готова ли мировая сеть к тому, что тысячи врачей и пациентов достаточно скоро могут выйти в онлайн режим.

Обо всем этом и не только, рассказал главный врач Кинической больницы Святителя Луки, профессор, доктор медицинских наук – Сергей Валерьевич Попов.

Сергей Валерьевич, Минздрав России достаточно активно внедряет применения телемедицинских консультаций, что это такое?

— Слово «телемедицина» ведь имеет приставку «теле», идущую от латинского слова «расстояние». Все направлено на то, чтобы улучшить качество медицинской помощи и поделиться с коллегами накопленным опытом в той или иной сфере медицины. Многие думают, что это просто нажал кнопку, подключился в сеть и все. Но это гораздо сложнее, многограннее процесс. Мы ездим по всей России, по самым разным регионам. Мы делимся с коллегами самыми различными методиками хирургии, высокотехнологичной хирургии. Именно благодаря этому у пациентов в отдаленных уголках страны есть возможность получить высокотехнологичную медицинскую помощь. Мы привозим наш опыт, рассказываем и объясняем как выполнить ту или иную операцию. Это и онкологическая помощь и реконструктивная хирургия.

Что может узнать пациент на таком приеме?

Понимаете, технологии сегодня вышли на очень серьезный уровень развития. Но нужно понимать, что техника не сможет заменить человека никогда. Аппарат не сможет поставить диагноз. Только при условии, что на расстоянии будет находится профессиональный врач, который умеет трактовать данные. Принять решение о полученных данных, верно понять куда необходимо направить данного пациента сможет только высококлассный специалист.

У некоторых людей есть мнение, что российские клиники имеют современное оборудование только в дорогостоящих частных клиниках, так ли это?

Государственные клиники, на примере нашей в том числе, сегодня имеют гораздо более серьезный накопленный опыт, чем частные клиники. Я был во многих частных центрах и мы готовы поделиться с ними нашими наработками. Но государство, его финансирование позволяет развиваться и оснащать государственные стационары на более высоком уровне.

Электронные истории болезни, удаленные консультации – все это сегодня уже работает, как пример телемедицинских технологий. Мы можем передать данные прямо из операционной в любую точку земного шара.

Какие возможности дает онлайн — прием?

Нужно четко разграничивать диагностику и сам план лечения. Обойтись только диагностическим оборудованием, конечно, нельзя. Например, чтобы поставить диагноз нужны анализы, внешнее состояние пациента и, например, КТ-диагностика. Врач должен увидеть пациента. Да, через расстояние можно поставить диагноз в ряде случаев, но я считаю, что врач должен видеть пациента хотя бы через видео-конференц связь. Видеоинформация дает определенную информацию для врача, да.

Использовать телемедицину повсюду нельзя. У нас есть труднодоступные точки, куда без вертолета не добраться. Да, поставят туда, например, КТ-аппарат, но это же сможет вызвать ряд проблем. Может просто не выдержать сеть. Где взять специалиста, который будет ежедневно работать за этим аппаратом? Программное обеспечение, кто это все будет обслуживать?

Поэтому вопрос это очень сложный. Возможно, в ряде случаев необходимы мобильные выездные бригады медиков, которые в эти труднодоступные места смогут быстро вылететь и там уже сняв необходимые данные быстро их передать в какой-то центр или крупный стационар.

Сейчас нет или крайне мало специалистов, настоящих земских врачей. Которые владели бы всеми необходимыми навыками: УЗИ, рентген и т.д. Огромная проблема с этими специалистами. Все стремятся получить более узкую специализацию, а не иметь навыки в разных сферах медицины.

Если говорить про мегаполис, то тут ситуация иная.

В первую очередь пациент приходит в поликлинику. Получил первичное обследование. Далее районный специалист должен принять вопрос о госпитализации и тут именно связавшись со специалистами стационара, передав данные, уже может быть точное решение.

В чем самые большие сложности?

Бесспорно это программное обеспечение. Это личные данные, кибербезопасность. Предотвращение хакер-атак. Вопросов просто очень много. Телемедицина развивается. Все еще начинается. И нельзя сказать, что мы как-то отстаем. По всему миру есть ряд проблем. Ученые ищут пути того, как создать качественный продукт, как этот процесс сделать контролируемым и понятным.