Пандемия не сильно повлияет на продажи авто в России в 2021 году

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Ситуацию на российском автомобильном рынке эксперты обсудили во вторник, 17 ноября, в рамках организованного «Ридусом» круглого стола.

Несмотря на мрачный прогноз главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, согласно которому объем продаж новых автомобилей сократится на 20-30 процентов, на сегодняшний день ситуацию на рынке нельзя назвать плачевной. Так, в минувшем октябре, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), было продано 154 163 новых автомобиля — это на 7% больше, чем в том же месяце 2018 года, и пока самый высокий показатель в 2020-м. Если смотреть на график продаж за прошедшие десять месяцев, продажи упали на 12,1 процента.

Всплеск продаж в прошлом месяце эксперты объясняет целым рядом причин. В частности, речь идет о росте цен из-за падения курса рубля и карантине.

«Соответственно, сформировался тот всплеск, который мы наблюдаем в течение сентября и октября. Я думаю, что и ноябрь может быть плюсовым», — заявил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

По мнению координатора движения автомобилистов «Синие ведерки» Петра Шкуматова, на ажиотаж в автосалонах могло повлиять и снижение ставок по депозитам. С его слов, люди не видят смысла хранить деньги в банках, выводят их в наличные и скупают различные товары, в том числе автомобили.

В покупке населением новых автомобилей эксперт видит очевидные плюсы. По его данным, средний возраст машины в России 14 лет, средний период эксплуатации транспортного средства — 28 лет. В идеале должно быть десять и двадцать лет соответственно.

И конечно, чем быстрее автопарк будет обновляться, тем лучше. И это дает возможность всем спокойно, ровно работать. У нас 42 миллиона легковых автомобилей. И если они должны замещаться каждые 20 лет, это дает потенциальный спрос в 2,1 миллиона в год. То есть сейчас спрос меньше, чем должен быть для нормального обновления автопарка,— указал он.

В будущем году эксперты причин для повышения продаж не видят, но и тревоги не испытывают. Так, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что в лучшем случае в 2021 году будет продано столько же автомобилей, сколько и в этом. По мнению шеф-редактора «Радио Автодор» Игоря Моржаретто роста продаж в следующем году не будет, «но и падение не будет драматическим – 3 – 5 процентов».

Отдельно эксперты коснулись вопроса стимуляции продаж государством. Так, по мнению Петра Шкуматова, государство должно помогать потребителям напрямую, например, через выдачу сертификатов на сумму от 50 до 100 тысяч рублей за утилизацию совсем старых машин. «Стимулирующие программы типа льготного кредитования не работают, потому что разницу продавцы все равно закладывают в стоимость», — объяснил Шкуматов.

По мнению Максима Кадакова, программы стимулирования важны и нужны всем — и покупателям, и рынку.

«Поэтому если бы сейчас государство сказало (неважно, в чьем лице), что «мы готовы поддержать автомобильную промышленность» (а она сложная, многоступенчатая, ее легко завалить и потом трудно опять развернуть), то всем было бы хорошо — и покупателям, и тем, кто машины заправляет, и тем, кто обслуживает, и так далее», — заявил он.

Помимо этих вопросов эксперты обсудили проблемы электромобилей в России и новые тенденции на рынке коммерческих автомобилей. Полная версия круглого стола доступна на сайте «Ридуса».