Рынок добровольного медицинского страхования в условиях пандемии: что окажется важнее для компаний – экономия или лояльность сотрудников?


Прошлый год стал одним из самых благоприятных для российского добровольного медицинского страхования (ДМС). По данным Банка России, ДМС стал новым драйвером всего страхового рынка, а темпы прироста премий страховщиков по этому виду достигли рекорда – их объем составил 180,8 миллиарда рублей, это почти на 20% больше, чем годом ранее.

Однако уже по итогам второго квартала этого года ЦБ сообщил, что ДМС больше не поддерживает рынок. Прежде всего это связано с отказом от перезаключения договоров, причем как юрлицами, так и физлицами. Какие тенденции на рынке ДМС сегодня и как страховщики могут сохранить этот вид на плаву, рассказал начальник департамента личного страхования брокера ««ГрЕКо Интернешнл» Михаил Кунин.

Во время пандемии наблюдался спад обращаемости в медучреждения, хотя в основном это было заметно именно в крупных городах, где вводили карантинные меры. Меньше страховых случаев – меньше убытков для страховщиков.
Однако есть и обратная сторона медали. Многие бизнесы столкнулись со снижением прибыли и рассматривают варианты, как оптимизировать свои расходы. Некоторые из них решают экономить на ДМС. В срезе секторов экономики Кунин отметил, что спрос на ДМС все еще хорошо себя чувствует в компаниях IT-сферы, но в финансовом блоке дела обстоят заметно тяжелее.
Так или иначе, страховщикам важно, чтобы их клиенты не отказывались от программ, поскольку этот вид обеспечивает им большой приток средств.

«Страховщики безусловно зафиксировали спад обращаемости и, как следствие, спад убыточности во втором-третьем квартале. Для реализации данного снижения убыточности большинство участников рынка пошли на существенные уступки в адрес своих страхователей – для того, чтобы подогреть их интерес к дальнейшему использованию ДМС», — говорит Кунин.

Купить нельзя отказаться: как сделать ДМС привлекательнее
Эксперт назвал два основных сценария, по которым сейчас действуют страховщики, чтобы стимулировать продажи ДМС. Прежде всего, многие из их внедряют в полисы дополнительные сервисы либо с большой скидкой, либо вообще без дополнительной премии. Наибольшей популярностью здесь пользуется, конечно, тестирование на коронавирус – с использованием самых разных технологий.
Кроме того, сейчас в России начинают перенимать популярные за рубежом Employee assistance programs – программы поддержки сотрудников. Они ориентированы на психологический комфорт человека и формирование для него благополучной среды. В таких программах обычно предусмотрены психологические консультации, справки юристов и обучение финансовой грамотности. Все это оказалось крайне актуальным в условиях пандемии. Сейчас в России уже существуют онлайн-платформы, на которых застрахованные получают доступ к таким консультациям и могут обсудить, например, вопросы рефинансирования или инвестирования.

Еще не все потеряно

Одновременно с этим, в классическом ДМС брокер пока не видит критически опасного оттока премий. Однако речь идет именно про настоящий момент.

«Пока страхователи не приступили к переоценке своих бизнес-моделей, вследствие которых обычно часть сотрудников теряют работу, рынок будет более менее стабилен. К сожалению, немного скачет медицинская инфляция. Инвесторы, которые успели поработать на рынке частной медицины, вложив большое количество денег, не планируют снижать свои аппетиты с точки зрения их окупаемости, поэтому растут цены на медицинские услуги», — объясняет Кунин.

В целом рынок ДМС при рассмотрении в периоде одного года достаточно инертен – большой динамики или драматического развития увидеть сразу не получится. Кроме того, эксперт уверен, ДМС – это такой вид, в котором изменения будут в целом заметны в меньшей степени, чем в других видах страхования.
Однако именно сейчас страна планово входит во второй этап пандемии. И его эффект будет уже более заметен, заключает Кунин.