ГОСПОДДЕРЖА НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ДОШЛА ЛИШЬ ДО КАЖДОГО ДЕСЯТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Как сообщает РБК со ссылкой на данные еженедельного опроса Центра стратегического развития (ЦСР), объявленные российскими властями меры государственной поддержки рынка охватили на текущий момент лишь относительно небольшое число предприятий. В опросе, который проводился ЦСР с 4 по 10 мая, приняли участие 2,5 тысячи компаний различного размера и из различных секторов экономики.
Лишь 10% от общего числа опрошенных предприятий сообщили, что на текущий момент им удалось воспользоваться хотя бы одной из ряда объявленных правительством мер государственной поддержки. 90% респондентов при этом считают, что по результатам мая их выручка окажется даже ниже, чем в апреле.
Многие предприниматели отмечали, что пытались получить госпомощь, однако сталкивались с отказами. Так, 38% малых и средних предприятий столкнулись с отказом при попытке получить беспроцентный кредит на зарплаты, 54% не могут рассчитывать на снижение тарифов страховых взносов.
«На данный момент российское правительство приняло два пакета мер по стимуляции экономики. Средства, выделенные на реализацию данных пакетов, эквивалентны приблизительно 2,8% национального ВВП», – отмечает Гжегож Селевич, Главный эксперт Coface по рынкам стран Центральной и Восточной Европы, СНГ и РФ. – «Кроме того, недавно был утвержден третий пакет мер поддержки. На фоне мер стимулирования рынка, предпринимаемых другими странами, российские программы поддержки выглядят достаточно скромно. Так, например, в Германии и США денежный объем стимулирующих пакетов превышает 10% от ВВП. Несмотря на то, что второй российский пакет предусматривал оказание адресной помощи малым и средним предприятиям, на сегодняшний день можно заключить, что включенные в него меры оказались недостаточно эффективными. Вероятно, именно поэтому третий стимулирующий пакет разрабатывался с акцентом на малые и средние предприятия, которые являются важным звеном российского рынка и которые при этом пострадали от карантинных мер и пандемического кризиса существенно сильнее, чем крупные компании. У МСП нет существенных запасов ликвидных средств, поэтому во времена кризисов им обычно приходится сокращать штат, чтобы снизить свои издержки».
Стоит, однако, отметить, что доля компаний, планирующих сокращение штата, уменьшилась по сравнению с результатами предыдущего аналогичного опроса на 24% и составила 60% от общего числа респондентов. Вероятнее всего, отмечают эксперты ЦСР, это связано с необходимостью сохранять численность штата на уровне 90% от «докризисной» для получения субсидий и льготных кредитов.