Душа в цифре

Основываясь на произведениях русской и зарубежной литературы, мы можем обрести навязчивую мысль, утверждающую, что мировоззрение человека 19 века формировали сугубо среда обитания, ограниченная непосредственным контактом между людьми, и образование. Технологии 19 века не позволяли человеку общаться в системе реального времени на расстояниии активно перемещаться в пространстве. Общение на удалении происходило посредством переписки и почты того временис ограниченной скоростью передвижения, и это не позволяло оперативно принимать решения по ряду вопросов.

Естественно, суждения человека об окружающем мире в пределах его развития были ограничены произведениями авторов ранней эпохи и средствами массовой информации того времени, например, газетами. Этого явно недоставало для понимания глобального мироустройства. Как правило, мировоззрение сужалось до бытовых проблем: финансовое благосостояние семьи, естественные потребности, личностное физическое и духовное здоровье, воспитание детей.Огромное влияние на развитие личности в 19 веке оказывала религия. К примеру, в Российском государстве не делили подданных по национальному признаку, а только по вероисповеданию. Практически, государственной религией считалось Православное Христианство, одним из заветов которого было «Вся власть от Бога», а «Государь – помазанник божий». После упразднения Петром Великим патриаршества на Руси и создания административной структуры «Священный Синод», во главе которого был гражданский чиновник, исполнительная власть через институт церкви могла влиять не только на образование, через приходские школы и семинарии, но и на духовное воспитание и мировоззрение человека, согласно своему представлению о бытии. Были периоды, когда это способствовало развитию личности.

Но касаемо конца 19 века, в связи с увеличением всевозможных открытий ученых и развития технологий, увеличилось количество противоречий в сознании многих людей, и усложнилось некоторое восприятие мира. Самым сложным совмещением, пожалуй, является медицина, к примеру, вера в Бога и хирургия. Но для некоторой прослойки высокоразвитых индивидуумов эта проблема послужила толчком к изучению процессов и развитию человечества в прошлом, приведших к его настоящему состоянию, чтобы попытаться понять будущее, к таким людям относится Юваль Ной Харари. В своем мировом бестселлере «Краткая история человечества» он говорит:«Любой смысл, что люди предписывают своей жизни, иллюзорен, и мечта в потустороннем блаженстве, наполнявшая смыслом жизнь средневекового человека, столь же обоснована, как те смыслы, что в своей жизни находят современные гуманисты, националисты и капиталисты. Ученый видит оправдания собственного бытия в том, что умножает сумму человеческих знаний; солдат – в том, что сражается за отчизну; предприниматель – в создании новой компании; и все они так же заблуждаются, как средневековые схоласт, крестоносец и строитель собора» (Глава 19 «И зажили счастливо», пункт «Смысл жизни»).

На протяжении всей трилогии автор несёт мысль о том, чтос приходом в жизнь человека цифровых технологий такие ограничения в общении и доступе к информации исчезают ровно так же, как и деление общества на условные социальныегруппы, люди начинают развиваться в равных обстоятельствах. Каждый в состоянии формировать себе группу общения в соответствии со своими интересами и интеллектом.

Это образовательное научно-популярное произведение не сообщает читателю подробности масштабных событий, происходящих в мире и влияющих на ход истории, оно рассказывает об изменении мышления человека в социуме с течением десятилетий. Так как человек получает избыточный поток информации, ему не так просто разобраться в ней, проанализировать и сделать выводы, принять решения и воплотить идеи в реальность. Но всё это открывает практически неограниченную возможность для совершенствования, в связи с чемячейка общества, в которой существует тот или иной человек, расширяется.

В качестве недостатка можно заметить, как размывается индивидуальность, а манипуляция общественным мнением становится доступнее. Внутреннее состояние, действие и даже мысли индивидуума выносятся в публичное пространство. В том числе, изменение его местонахождения, круга общения, подробности времяпрепровождения. Человек перестаёт быть привязан к месту жильём, работой, семьёй, учебным заведением и многим другим. Теперь появляется возможность делать всё это дистанционно, в связи с чем человек всё больше зависит от технологий, которые облегчают его существование. Даже деньги, обеспечивающие ему комфортную жизнедеятельность, становятся виртуальными. Социальные сети и компьютерные игры с непредвиденным успехом заменяют живое общение.

Современный человек становится менее чувствительным и сострадательным ко всему живому: «Сегодня, после четырех миллиардов лет своего господства, основной эволюционный процесс – естественный отбор – стоит перед вызовом совершенно нового свойства. В лабораториях по всему миру ученые создают живых существ. Они беспардонно нарушают законы естественного отбора, не ограничивая себя изначальными характеристиками организмов» (Глава 20 «Конец Homosapience»). Большое количество людей уверены, что могут заработать и создать что-то совершенно новое путём нажатия на клавишу своего девайса. По причине уверенности в ненадобности утекает навык создания некого предмета ручным трудом. Такая мысль имеет место на существование, однако, это технологии не сегодняшнего дня, а лишь возможной перспективы.

Современный человек в неком плане является переходной моделью от жителя 19 века до уникума 21. Поэтому Юваль Ной Харари убеждён, что мировоззрение современников нельзя считать завершённым, точным и неоспоримым. Оно скорее мечущееся в поиске лучшей версии себя, чем полностью сформированное, в нём присутствуют элементы как прошлого и настоящего, так и будущего. Когда и чем закончится этот процесс, с точностью сказать пока невозможно. Человек в наше время испытывает слишком большое давление не только внешних, но и внутренних факторов, но именно это становится причиной большей его интегрированности в мировое пространство. Заметно исчезают религиозные и традиционные границы, языковые преграды, национальные и духовные ограничения, серьёзно изменяется институт семьи и личное пространство. Остальное находится в процессе реформации. Каким станет человек в недалеком будущем, зависит, в том числе, и от путей, по которым будет развиваться цифровая индустрия. Какой продукт они, в силу экономических, политических, гуманитарных и других причин, предложат потребителю. Будет ли это вмешательство в человеческий мозг, путём внедрения каких-либо электронных устройств (чипов) или это вмешательство произойдет на генном уровне (изменение ДНК), или будет развиваться роботостроение с человеческим интеллектом, предугадать сложно. Скорее всего прогрессировать смогут все перечисленные технологии, и какие-то еще, на сегодняшний день, нам неизвестные. Что приведет к конкурентной борьбе, и каким методами она будет вестись и каких результатов достигнет, понять сложно. Остается надеяться, что теория Дарвина проиграет теории о создании человека Богом: «(люди) так и не разобрались в своих целях, и мы всё еще не удовлетворены. Мы строили каноэ, потом галеоны, потом пароходы, а теперь уже и космические корабли – но куда мы стремимся? Мы обрели невиданное прежде могущество, но понятия не имеем, как им распорядиться. Хуже того, люди становятся всё безответственнее. Боги – самозванцы, мы считаемся только с законами физики и ни перед кем не отвечаем за свои поступки. Мы превратили в кошмар жизнь других животных, мы разрушаем экосистему планеты, думая лишь о своем комфорте и удовольствии – и ни в чём не находим счастья. Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные Боги, так и не осознавшие, чего они хотят?» (Послесловие «Животные становятся Богами»).

Софья Арзамасцева