О главных вопросах Пенсионной реформы в России

21 августа в Госдуме прошли «большие» парламентские слушания по пенсионной реформе. Как отметил в анонсе данного события Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин, «если сейчас за счет федерального бюджета в Пенсионный фонд перечисляется 3,336 триллиона рублей (около 40% объема Пенсионного фонда и 20% от расходов федерального бюджета), закрывая тем самым его дефицит, то уже в ближайшем будущем средств надо будет перечислять почти в 2 раза больше». 

Первым на слушаниях выступил Министр труда и социальной защиты Максим Топилин. По его мнению, цель принятия законопроекта в том виде, в каком он был представлен правительством в Госдуму и прошел первые чтения, — «стабильное развитие пенсионной системы». Основной аргумент увеличения пенсионного возраста – высвобождение средств для увеличения среднего размера пенсий в России уже вышедшим на пенсию с 14 тыс.руб. (со 177 евро) до 20 тыс.руб. (до 253 евро) к 2024 г. Из-за небольшого соотношения работающих людей к пенсионерам и прироста продолжительности жизни в России на 8 лет по сравнению с 2000 г. осуществление доплат к пенсиям, по его мнению, иными путями представляется невозможным.

По данным Председателя Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, 30% от пенсионеров продолжают работать (как отмечается в выступлениях ряда экспертов, отнимая рабочие места у молодежи), 20% уходит на пенсию с оставлением своей работы. Остальные 50%, по информации главы СП, вообще не работают до выхода на пенсию. При этом он не рассматривает ситуацию на рынке труда в полном объеме, не называя цифры трудоустройства выпускников высших и средних учебных заведений – обеспеченности их интересной и высокооплачиваемой работой по окончании учебного заведения, особенно в случае дорогостоящего для российских семей платного обучения, данные о работающих бедных в России в связи с давлением административной коррупции и установления административным путем высочайшей в мире дифференциации оплаты труда за сопоставимый труд, о количестве просроченных кредитов и банкротстве физических лиц в связи с отсутствием источников достойных заработков у большинства населения и др. По мнению А.Кудрина, иного пути реформировать пенсионную систему страны нет, но в то же время нужно было заранее продумать сроки и переходный период, который составит 15 лет.

Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков объявил, что 90% членов профсоюзов против текущих предложений по изменению пенсионной системы.. Он уточнил, что средняя зарплата в России примерно 43 тысяч рублей, поэтому это люди с годовым доходом только 500 тысяч рублей, предложения же по такому сценарию спонтанного проведения пенсионной реформы формулируются гражданами, чей доход превышает 10 млн руб в год. «Те, кто предлагают такие законы, не понимают, как живут те люди, которые получают в 20 раз меньше», — уверен Шмаков.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов поддерживая предложения правительства по повышению пенсионного возраста, также заявил, что можно увеличить ставку НДФЛ до 20% с доходов свыше 5 млн руб в год, что дало бы, по его оценке, примерно 50 млрд рублей ежегодно. Очевидно, с доходов свыше 2 млн руб в год прирост средств госбюджеты был бы еще существеннее.

Председатель Общественной палаты РФ Валерий Фадеев считает, что предложение о повышении возраста выхода на пенсию для женщин до 63 лет – это «перебор». График повышения пенсионного возраста он назвал «слишком быстрым», и сетует на отсутствие анализа рынка труда с учетом предстоящих сокращений работников за счет развития технологий.

Президент союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, соглашаясь с тем, что изменения назрели, полагает, что нужны более четкие обоснования законопроекта. «Очень слабо просчитаны многие вещи. Нет достаточно подробного анализа ситуации на рынке труда. Один из главных вопросов — насколько обоснованы достаточно жесткие сроки перехода на новый пенсионный возраст, который прописан в законе», — сказал он.

Также на слушаниях в защиту данного сценария осуществления пенсионной реформы выступили глава фракции «Единой России» в Госдуме Сергей Неверов, глава комитета Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров, глава комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, ректор РАНХиГС Владимир Мау.

Против законопроекта высказались лидеры парламентской оппозиции — Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов. Их фракции в полном составе проголосовали против законопроекта, предусматривающего повышение пенсионного возраста к 2028 году до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин 19 июля 2018 года, хотя законопроект прошел стадию первых чтений благодаря проголосованию за него 328 депутатов от партии «Единая Россия».

Главе фракции «Справедливой России» Сергей Миронов было предоставлено слово 15-ым. «Люди не понимают, почему, если большая часть против, но их представительная власть протаскивает проект закона», — сказал он. Сергей Миронов отметил, что до него Зюганов, Шмаков и Жириновский были в той или иной степени против законопроекта. Согласно опросам, порядка 90% граждан также против реформы. А вот остальные выступающие были за, и «баланс как-то не очень».

В то же время на слушаниях не был поднят такой значимый для проведения более точных и научно обоснованных расчетов вопрос, как дифференциация пенсий в России, установленная административным путем в относительно недавнее время (как продолжение высочайшей в мире дифференциации в системе оплаты труда). Не рассматривалась также и проблема дороговизны администрирования пенсионными накоплениями граждан России, на что обращают внимание немалое количество фактов растраты пенсионных средств. Очевидно, что важны все значимые причины такой нехватки средств на выплаты достойной пенсии большинству граждан России. Важно и то, что люди, которые накапливали десятилетиями свой личный пенсионной капитал в одночасье были лишены его, получив свою пенсию в существенно уменьшенных размерах. То есть государство не соблюдает свои обещания, установленные законодательным путем гарантии, по сути, само банкротит граждан, обещая им одни условия пенсионного обеспечения, а затем их не подтверждая на практике. Люди, которые должны были выйти на пенсию после 2014 г. с уровнем 22-27 тыс.руб. и выше в месяц, получают на деле минимум на 30% меньше. Не все перечислямые средства граждан учитываются сотрудниками ПФР. Например, по данным на 1 июля 2014 года не были разнесены 23,5 млрд рублей (0,8% от всех поступлений). https://www.kp.ru/daily/26273.5/3150930/ Вообще, вопрос о точности и полноте начисления пенсий большинству гражданам никем не рассматривался. Но реализация программы экономии на выплатах «кровно заработанной», а не привилегированной (для высокопоставленных бюджетников) пенсии реализуется.

Зарубежный опыт детально не рассматривался при проведении слушаний, что было бы актуально проработать в дальнейшем. Напомним, что в Германии на повышение пенсионного возраста уйдет 30 лет – в 1999 г. парламент проголосовал за решение уравнять пенсионный возраст для женщин и мужчин, само решение перейти к 67 годам было принято в 2007 году, но поэтапно претворять его в жизнь начали через 5 лет — в 2012 году с завершением к 2029 году.

Для продолжения работы над законопроектом, вызвавшим большой резонанс по всей России благодаря работе трех оппозиционных фракций, создана рабочая группа, которую возглавляет заместитель Председателя Государственной думы РФ Ольга Тимофеева.

Автор:

Елена Румянцева, доктор экономических наук, профессор, эксперт СМИ по проблемам коррупции, автор «Новой экономической энциклопедии», руководитель «Центра экономической политики и бизнеса».

Ссылки на источники данных:

https://pravo.ru/online/204748/

http://duma.gov.ru/news/27901/

https://www.gazeta.ru/business/2018/08/20/11902387.shtml

https://www.dw.com/ru/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8/a-41126994