Эндшпиль тайных финансов

Последние несколько лет попытки сохранить конфиденциальность владения иностранными банковскими счетами или компаниями нередко превращаются для их владельцев в головную боль. Сегодня благодаря усилиям международного сообщества стремление остаться анонимным все чаще приносит обратный результат — привлекает внимание финансовых властей. Как следствие, это приводит к штрафам, налоговые доначисления, а в некоторых случаях даже к замораживанию активов.

Фактический конец банковской тайны наступил с принятым международным сообществом в 2014 году Стандартом по автоматическому обмену информацией по финансовым счетам (CRS). В 2017 году следуя директивам этого Стандарта более 50 стран впервые обменялись сведениями о финансовых счетах, фактическими владельцами которых являются иностранные резиденты. В том же году к процессу автоматического обмена присоединилась и Россия. Начиная с сентября 2018 года Федеральная налоговая служба России ежегодно планирует получать сведения об иностранных банковских, брокерских и иных финансовых счетах российских резидентов. Российские власти станет известно не только о личных счетах, но и о корпоративном счетах, распорядители которых является российским резиденты.

Другими словами, для российских резидентов автоматический обмен означает, что их личные и корпоративные счета и доходы перестанут быть секретом. В случае, если российский владелец самостоятельно не уведомил о наличии таких активов, факт сокрытия может стать основанием для внушительных претензий со стороны налоговых органов.

Конечно, попытки избежать автоматического обмена и скрыть информацию об активах от государства, в котором лицо является налоговым резидентом, предпринимаются во всем мире. В основе большинства таких способов лежит базовое правило автоматического обмена, предполагающее, что финансовая информация о счетах предоставляется государству, в котором бенефициар счета является налоговым резидентом. Одним из таких способов является получение гражданства или ВНЖ в одной из стран, позволяющих лицу быстро получить статус налогового резидента этой страны фактически в ней не проживая.

Получение статуса налогового резидента в «более удобной» юрисдикции, как механизм избегания автоматического обмена, стало настолько широко известным, что в 2017 году на эту ситуацию обратило внимание ОЭСР — организация, координирующая автоматический обмен.

Внимание этой организации привлекли различные инвестиционные программы по приобретению гражданства стран Карибского бассейна, позволяющие получить сертификат налогового резидента одного из этих островных государств без фактического проживания. Благодаря таким инвестиционным программам гражданин имеет возможность заявить в банк о своем статусе «карибского» налогового резидента, и не уведомлять банк о наличии статуса налогового резидента в другой стране, где он проводит большую часть года (например, в России).

С точки зрения ОЭСР эта ситуация выглядела уклонением от автоматического обмена, и Организация приняла решение ее исправить. Уже в феврале 2018 года ОЭСР рекомендовали банки уделять большее внимание достоверности предоставляемых физических лиц сведений об их налоговом резидентстве, а не полагаться только на сведения, предоставляемые ими. Особенно когда имеются основания сомневаться в их достоверности.

В частности, Организация рекомендовала банкам запрашивать у физических лиц документы, подтверждающие их фактический адрес проживания. Например, это может быть договор аренды, счета на оплату коммунальных услуг. Банкам также рекомендуется требовать от физических лиц указания всех стран, в которых физическое лицо признается налоговым резидентом. Другими словами, гражданин теперь лишается возможности сообщить о наличии статуса налогового резидента в каком-либо одном государстве по своему выбору и умолчать о резидентстве в другой стране.

С учетом позиции ОЭРС, тем, кто уже успел пройти весь путь приобретения инвестиционного гражданства следует помнить, что для гарантированного подтверждения статуса налогового резидента в иностранном государстве необходимо не только получить сертификат и собрать документальные свидетельства фактического проживания там, но и не быть налоговым резидентом какой- либо другая страна.

ОЭСР не обошло своим вниманием и разного рода консультантов, помогающих своим клиентам разрабатывать непрозрачные структуры и прятать активы от автоматического обмена. В марте 2018 Организации предложили внести изменения в национальном законодательстве государств, которые обязали бы банки, финансовые организации, а также юристы и консультантов информировать местный налоговый органы о создании клиентов схем по сокрытию конечных бенефициаров счетов и уклонение от выполнения требований автоматического обмена. Неизвестно насколько повлияла Великобритания на рекомендации ОЭСР в данном вопросе.

Автор:

Александр Нечаев

Александр Нечаев, руководитель проектов Mikhailov & Partners Private Services Group, специалист в области международного налогообложения.

Контакт: mp@mnp.ru