Вы здесь:
Главная > Актуально > Кандидат юридических наук Арик Шабанов высказался на тему обеспечении прозрачности госзакупок

Кандидат юридических наук Арик Шабанов высказался на тему обеспечении прозрачности госзакупок

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что к информации о контрактной системе в сфере закупок предоставляется свободный и бесплатный доступ. Такая информация размещается в ЕИС, должна быть полной и достоверной.

Закон N 44-ФЗ достаточно жестко регламентирует систему госзакупок, устанавливая требования к участникам, к размещаемой документации, контрактам. Информации, предоставляемой участниками Закона N 44-ФЗ, вполне достаточно, чтобы сделать госзакупки прозрачными и открытыми.

В последнее время предпринимаются значительные усилия для повышения открытости и прозрачности. Например, с 1 января 2017 года повышается роль ЕИС при осуществлении контроля. Теперь стало возможным осуществлять контроль соответствия информации в планах закупок и планах-графиках, контрактах, проектах контрактов.

Вместе с тем, зачастую участниками госзакупок предпринимаются попытки применения так называемых «серых схем». Проще говоря, участники госзакупок или косвенно нарушают требования Закона N 44-ФЗ, или ведут себя недобросовестно, пытаясь обойти положения Закона N 44-ФЗ. То и другое по смыслу положений статьи 10 ГК РФ не допускается.

Такое недобросовестное поведение выражается, как правило, в установлении каких-то особых, а также повышенных требований к участникам закупки или закупаемым товарам (работам, услугам). Также недобросовестность может выражаться в недостаточном информировании об условиях проведения государственной закупки. Иными словами, заказчиками создаются условия, при которых фактически ограничиваются возможности участия в госзаказе других лиц. Подобные действия совершаются с тем, чтобы добиться заключения контракта с интересующим исполнителем.

Вместе с тем, должны быть инструменты, позволяющие оперативно пресекать подобные действия. В частности, одним из таких инструментов является ФАС России. В случаях, когда какие-либо действия кажутся участникам закупки недобросовестными, они могут обратиться с соответствующей жалобой в ФАС России.

Чтобы распознать заведомо «серые схемы», необходимо обладать достаточным уровнем знаний и опыта. В связи с этим целесообразно повысить уровень информационной осведомленности участников госзакупки с целью выявления злоупотребления правом при реализации Закона N 44-ФЗ. Кроме того, не лишним будет повысить профессиональный уровень работников ФАС, поскольку принимаемые службой решения не всегда обоснованы.

Конечно же, излишняя прозрачность и открытость может негативно отразиться и на бизнесе, поскольку размещаемая информация иногда представляет ценность для контрагентов, коммерческих и финансовых шпионов. Например, такие крупные корпорации, как «Росатом», не могут без вреда для себя размещать подобную информацию.

Таким образом, наибольшая прозрачность возможна за счет повышения профессионального уровня работников ФАС и осведомленности участников закупок. Вместе с тем, должны быть приняты меры по сохранению конфиденциальности информации для отдельных категорий госзакупок.

Шабанов Арик Гуршумович, кандидат юридических наук,

Управляющий партнер Prime legal LLC

 

Дежурный редактор
Дежурный редактор является ответственным за его корректную работу, однако имеет право и сам готовить материалы и публиковать их.
Top