Вы здесь:
Главная > Актуально > Зарубежные потребители не хотят брать российскую нефть марки Urals из-за высокого содержания серы

Зарубежные потребители не хотят брать российскую нефть марки Urals из-за высокого содержания серы

544a27d23daa2_1414146002-1
Президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) Алексей Рыбников считает увеличение содержания серы в Urals одной из угроз для позиционирования сорта как бенчмарки.
Базовой характеристикой Urals еще десять лет назад считало содержание серы не выше 1,3%. В текущем году, по информации «Транснефти», содержание серы в нефти, экспортируемой через порт Приморск, составляет 1,55% по сравнению с 1,46% в 2015 году. В нефтепроводе «Дружба» и в порту Усть-Луга содержание серы в сырье выросло с 1,62% в 2015 году до сегодняшних 1,7%, в порту Новороссийска − с 1,36% до 1,5%, в порту Козьмино − с 0,5% до 0,65%, сообщается в недавно опубликованном видео-расследовании ТВТЭК. По всем экспортным направлениям, кроме ВСТО, содержание серы в нефти вплотную приближается к предельным нормативным значениям.
Вопрос о росте содержания серы в Urals обсуждается давно, новую актуальность ему придает начало торгов фьючерсными контрактами на СПбМТСБ. Министр энергетики РФ Александр Новак 24 ноября сообщил, что торги поставочным фьючерсом на российскую экспортную нефть марки Urals на СПбМТСБ начнутся 29 ноября. Торговля фьючерсами, сказал министр, позволит не привязывать котировку российского экспортного сорта к цене сорта Brent. До настоящего времени цена на Urals определяется по отношению к цене сорта Brent. Причем если с 2011-го по август 2014-го дисконт Urals к Brent был в пределах 2%, то сейчас он достигает 7-8%. К тому же в связи с увеличением содержания серы некоторые европейские НПЗ переходят на сырье из Персидского залива с чуть большим содержанием серы, но более дешевое.
Например, польские НПЗ традиционны были ориентированы на сорт Urals, однако сейчас Польша в возрастающих объемах закупает нефть из Персидского залива. Дошло до того, что нефтетрейдер Mercuria, некогда крупнейший продавец российской нефти марки Urals для польских НПЗ, прекратил операции с российским сырьем как убыточные.
«Транснефть» предложила выделить российскую высокосернистую нефть в отдельный сорт Urals Heavy, который бы по нефтепроводу БТС-2 поступал в порт Усть-Луга. По новому направлению предполагается направлять до 30 млн. т. в год с содержанием серы 2,3%. Это порядка половины объема «высокой серы», попадающей в экспортные потоки. Данный вариант не потребует масштабного строительства − нужно будет только проложить вспомогательные ветки нефтепровода и произвести чисто технологические мероприятия в системе трубопроводов. Вся подготовительные мероприятия займут год и оцениваются в 2,5 млрд рублей.
Глава СПбМТСБ считает, что вопрос не в том − выделять высокосернистый поток или не выделять. «Вопрос в том, что надо принимать решение и дать рынку определенность, какого качества нефть будет в трубе в перспективе нескольких лет, − заявил Алексей Рыбников. − Чем на более длительный срок будет гарантировано качество этой нефти, тем лучше с точки зрения ценообразования. Покупатель будет понимать, что он получит через три года, через пять, через семь лет. Неопределенность, всегда играет на руку покупателям, в этих условиях покупатель всегда будет пережимать, особенно при такой серьезной конкуренции на рынке».
Позиция Минэнерго по вопросу отдельного потока − подождать. По мнению ведомства, падение спроса в Европе на российскую нефть связано не с повышением содержания в ней серы, а с желанием ряда стран диверсифицировать бизнес. Министерство ранее заявляло, что готово будет рассмотреть выделение высокосернистой нефти в отдельный поток, если уровень серы в Urals превысит пороговый показатель в 1,8%.
Для обоснования своего предложения о создании потока Urals Heavy «Транснефть» заключила контракт на предоставление услуг по разработке информационного отчета оценки перспектив сбыта высокосернистой нефти в Европе и возможного уровня цен на нее. Отчет «Транснефть» рассчитывает получить в конце декабря. Первоначальная цена контракта при размещении закупки у единственного исполнителя в конце сентября составляла 1,8 млн рублей (с НДС). На данный момент «Транснефть» скорректировала стоимость услуг, подняв ее до 7,2 млн рублей.
По прогнозу Алексея Рыбникова, для становления рыночной цены фьючерсов на Urals потребуется год-полтора работы. К статусу бенчмарки Urals приблизится тогда, считает Рыбников, когда биржа выйдет на оборот порядка 10 тыс. контрактов в день (контракт − 1 тыс. баррелей). Пока Рыбников рассчитывает, что уже в первый день работы биржи в торгах примут участие российские и зарубежные фирмы и будут совершены «живые сделки».

Дежурный редактор
Дежурный редактор является ответственным за его корректную работу, однако имеет право и сам готовить материалы и публиковать их.
Top